Грибное творчество рода Прутковых и друзей - Страница 2 - Литературное творчество - Грибы средней полосы Перейти к публикации
Александр Семиреченский

Грибное творчество рода Прутковых и друзей

Рекомендованные сообщения

Александр Семиреченский

Спасибо, Валерий! Качественная лирика, очень атмосферные, наблюдательные стихи.

  • Плюсуюсь 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Александр Семиреченский

Легенды Калужского бора - 2.

Легенда вторая. Раскольничьи горькушки

Среди калужских грибников поныне ходит легенда про грибы, растущие на месте лесного раскольничьего скита.
После выправления церковных книг и богослужебной практики при Государе Алексее Михайловиче возникло движение несогласных с реформой христиан, которых правильно называть старообрядцами, а вообще именуют раскольниками, староверами, древлеправославными христианами. Эти старообрядцы разбрелись по разным уголкам России, скрываясь от преследования властей. Восстав против единоначалия, старообрядцы не смогли составить своего церковного единства и потому были обречены на дробление с образованием направлений и согласий, или, как мы теперь называем, сект. В Калужском бору поселилось две общины беспоповцев (не признававших священной иерархии). И в самой Калуге жили старообрядцы, совершая богослужения кто тайно, кто открыто.
В Российской империи не разрешалось хоронить «раскольников» на православных кладбищах, поэтому со временем в Калужском бору образовались собственные два старообрядческих кладбища, не сохранившиеся до нашего времени. Одно из них располагалось в северо-восточной части леса, выходившей к реке Яченке, и дурной славы не имело, а второе находилось в глубине леса за Багоновым болотом, куда калужане предпочитали не заходить. Был там у беспоповцев скит и верховодил им сектант Феофан, которого калужане прежде знали как разбойника по прозванию Фофан. Ходили слухи, что прячет Фофан в раскольничьей общине награбленное добро, а в скиту стоит позлащенный деревянный агнец, которому поклоняются, словно воплощению Господню. И будто бы любопытных сектанты близ скита отлавливают, душат и закапывают подо мхом, и оттого на Багоновом болоте родится крупная черника и особенно дурманящий багульник.
Давно уже нет следа от старообрядческого скита, избушек и кладбища, а найти их можно по грибам: где старообрядцы жили, там папоротниковая поляна и большая грибница желтого груздя, а на месте кладбища низинка с буграми, покрытыми глубоким мхом, и промеж них обильно плодятся горькушки. По влажной погоде в вечернее время можно слышать странное эхо на заросшем кладбище, если крикнуть про грибы, то слышится тихий ответ, как будто идет из воронок коричневато-красных шляпок:
- Горькушки чьи?!
- Раскольничьи-ничьи…
Ныне старые и новые обряды Русской православной церковью признаны равночестными и равноспасительными, а грибы на любых кладбищах всегда пользовались одинаковым почтением: никто их не брал, ибо кладбище – место, куда приносят, но ничего не берут.

 

  • Нравится 3
  • Класс!!! 4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Александр Семиреченский

Легенды Калужского бора - 3.

Легенда третья. Мешочек милостыни

Существует легенда, что в Калужском бору на обоз самой императрицы Екатерины Великой напали разбойники.
В декабре 1775 года, после торжеств, проходивших в Москве по случаю заключения Кучук-Кайнарджийского мира с Турцией, в Калугу прибыла Императрица Екатерина II в сопровождении московского митрополита Платона и блестящей свиты, которую украшали генерал-фельдмаршалы Петр Румянцев-Задунайский и Григорий Потемкин. Калужане заранее приготовились к торжественной встрече и по этому поводу на средства, собранные калужскими купцами, на въезде в город у Московской заставы были построены Триумфальные ворота, названные Екатерининскими. При неумолкаемом звоне колоколов государыня проследовала к дому известного заводчика Демидова, где и остановилась на ночь.
На другой день, после приема депутаций и молебствия, Государыня со свитой выехала на бумажный (полотняный) завод фабриканта Афанасия Гончарова в 30 верстах от Калуги. В губернский центр Императрица возвращалась ночью. В дремучем Калужском бору возле глубокого, заросшего лесом оврага, спускавшегося к пойме Оки и прозванного Юрасовым рвом, на её обоз напала шайка разбойников атамана Юраса. Разбойники с топорами и кистенями в руках со свистом остановили царский поезд и скинули кучеров на снег. Захмелевшие после гончаровского застолья кавалеры и офицеры опомнились не сразу, а когда начали отбивать нападение, разбойники разбежались по сторонам. Пропал и один из возков с дорожным имуществом – царскими нарядами и украшениями, подарками и соболями, словно растворился в ночи. На следующее утро Государыня, одевшись по необходимости  в наряд калужской купчихи, отправилась в Лаврентьевский монастырь, где настоятель монастыря архимандрит Никодим с братией отслужил благодарственный молебен о спасении Царицы.
Через несколько дней у села Аннино на Смоленской дороге нашелся брошенный царский возок со всем имуществом. Пропали только три мешочка с металлическими деньгами, а ассигнации разного достоинства суммой в 65 тысяч рублей, как ни странно, были только разворошены и оставлены в сундучке. Впрочем, часть монет через четыре месяца нашлась.
Позже из допросов выяснилось что во время грабежа, пока одни разбойники отвлекали свиту и стражу, другие погнали возок в имуществом прочь от Калуги, в сторону деревни Аннино и свернули с дороги неподалеку от опушки. Начав потрошить имущество, нашли они три мешочка монет и стали их тут же делить. В одном мешочке лежали деньги медные, которые Императрица предназначала на раздачу милостыни бедным людям, в другом – серебряные рубли для награждения купеческого и благородного сословия, а в третьем – золотые для губернских служащих и монастырей. Пока одни принялись за деньги, другие занимались возком и скоро поняли, что похитили самое личное царское имущество.
Смятение пролетело среди разбойников:
- Царские наряды! Зеркало! Румяна!
Такого воровства Государыня не простит и накажет всем своим могуществом. Страшно стало лихим людишкам, а атаман твердо сказал:
- Бросать надо возок как есть!
И тут монеты внезапно накалились и начали разбойникам жечь руки. С криками и стонами стали их отбрасывать, а монеты шипели и сразу уходили под снег.
В те дни разбойников не изловили, но вскоре в Калугу из Москвы был прислан отряд драгунского полка. Вместе с воинской командой и охочими людьми шайку разбойников окружили по дорогам и по льду Оки, и по самому бору и загнали к Юрасову оврагу, где нещадно побили. Один только Юрас долгое время скрывался в дремучем бору, а потом, как гласит предание, вразумленный, на челне ушел по Оке и стал иноком в далеком монастыре.
Памятуя о чудесном спасении, государыня повелела изобразить на гербе Калуги императорскую золотую корону (герб Калуги Екатерина II утвердила в 1777 году). Еще в память о посещении императрицей Калуги были выбиты две медали, на одной из которых императрица изображена в Калужском наряде, а надпись гласит «се како любит ю» (вот как любят Её).
Весной, когда сошел снег, на опушке долго находили монеты из царской милостыни, но, конечно, немало их так в земле и осталось. С тех пор в этом месте всяких год вырастает сколько-нибудь грибов, но всегда трех видов: из медных монет маслята, из серебряных рублей – белые, а из золотых – рыжики.

  • Нравится 1
  • Класс!!! 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Александр Семиреченский

Легенды Калужского бора - 4.

Легенда третья. Драгунские грибы

Зимний опенок, или фламмулина бархатистоножковая (Flammulina vilutipes), имеет разные названия на русской земле. Называют его медовым и золотистым опенком, зимним грибом. В Западной Европе чаще всего эти гриб продается под японским названием «энокитаке». А в калужской земле встречается название «драгунский гриб», возникшее, очевидно, еще в начале 19 столетия.
После сражения под Малоярославцем 24 октября 1812 года русским людям пришлось немало похоронить своих собратьев и павших врагов. Но многие из солдат и офицеров французской армии, сдались или будучи ранеными попали в плен. Были они размещены в том числе и в Калуге. Среди них оказалось сколько-то драгун 20-го драгунского полка, отряд которых после короткого отступления русских войск от Малоярославца в сторону Калуги предпринял рейд, но был окружен и захвачен.
И теплая темница не сладка, а тут плен! Холод, еды не вдоволь, да еще тиф к немытым телам пристает. Словом, немало «гостей» нежданных в плену умерло, и чтобы остановить распространение болезней, хоронили из на северо-восточной окраине Калужского бора, за Яченкой, на заболоченном пойменном лугу. Долго туда калужане ходить опасались, а через несколько лет прошел в народе слух, что у «французских могил» на ивах и ольхе появились диковинные грибы со шляпками золотистыми, а ножками черными бархатными. Приносили ради любопытства эти грибы крестьяне да охотники, и как-то прошел слух, что грибы цветом повторяют шлемы погребенных драгун. Шлемы те были из латуни, стало быть, начищенные цвет имели золотой, а с гребня спадал черный конский хвост для защиты шеи от скользящего удара в кавалерийском бою. Сравнение это распространилось, а гриб прозвали «драгунским».
Подмечено, что в Калужском бору зимние опята массово появляются между 19 и 26 октября, то есть от выхода Наполеона из Москвы до начала отступления французской армии. А собирать их можно до самого рождественского Манифеста Императора Александра I, да только мало кто берет «драгунские грибы». А напрасно! И гриб вкусен, и закусить им приятно, вспоминая гибель 20-го драгунского полка Великой армии на русской земле.

  • Класс!!! 5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

×
Яндекс.Метрика