Тополь моего детства. - Стихи и рассказы - Грибы средней полосы Перейти к публикации
Дончанин

Тополь моего детства.

Рекомендованные сообщения

Дончанин

Тополь моего детства

 

Этот тополь я помнил с тех пор, как помнил себя. Он рос на тротуаре возле ворот в наш двор - толстенный, громадный и упирался, казалось, в небо. Один его корень был обнажён и под углом уходил под здание. Мне казалось, что если тополь вдруг начнёт падать, то упадёт и наш дом, поддетый выдираемым корнем... И погибнут все жильцы.
А двор наш был интернациональным и очень дружным. Напротив наших окон были окна дяди Васи-милиционера и тёти Кати, украинцев. Они часто приходили к нам в гости, и я  с интересом слушал их украинский говор.

Над нами жили Косаревские - интеллигентная еврейская семья, сестра с братом и их мать. Все фотографии, где наши члены семьи были запечатлены во дворе, а также и я, совсем малец, были сделаны дядей Антоном Косаревским, который искренне и  открыто симпатизировал моей маме, что не мешало, впрочем, нашим семьям дружить. И однажды, я хорошо помню, к лестнице Косаревских подъехала "Скорая", и дядю Антона вынесли на носилках. С тех пор я его не видел...

Жили в нашем дворе дядя Петя с бабой Таней. Дядя Петя был плотником и всегда дарил мне какие-нибудь поделки из дерева. А мы делили квартиру с бабой Валей. Хотя "квартирой" наше жилище назвать было трудно. Мы ютились в полуподвальном помещении с одной комнатой и кухней. "Мы" - это я с родителями и с моей бабушкой. А баба Валя жила за стенкой, дверь её выходила на нашу кухню, и когда бабы Вали не было дома, на её двери висел большой чёрный замок.

Я любил бабу Валю. Она была маленькой шустрой татаркой. Мы с ней всегда во что-нибудь играли. Больше всего я любил с нею играть в "дурака". Она меня обучила играть в самый примитивный, "детский" вариант этой игры, где сдавались по три карты и мы, бывало, вечерами подолгу "резались" в карты. Баба Валя  всегда ходила с блюдцем, из которого пила жидкий чай вприкуску. Жила она одна и часто выходила к нам на кухню, чтобы поговорить о том, о сём. А на кухне у нас была старая печка, которую белили каждую весну. И печка сильно гудела, когда на улице стояла стужа. Я любил сидеть у печки, слушать её гудение и смотреть, как падают прогоревшие угольки в поддувало. Канализации в доме не было. И водопровода. Купали меня в корыте.  Туалет был во дворе. Но у меня был персональный горшок!

Солнечный свет редко проникал в наши полуутопленные в землю окна. Зимой вообще было сумрачно. Но зато летом... О, лето я проводил во дворе! Во дворе росли огромные жёлтые цветы. Где-то по углам на больших круглых паутинах восседали здоровенные пауки. Я любил наблюдать за поведением насекомых, и в принципе компания мне была не нужна. Так вышло, что моих сверстников в нашем дворе не было. Изредка к бабе Вале приезжал её сын, дядя Толя - длинный, голенастый, в сапогах.  Когда он приезжал со своей семьёй: женой тётей Раей, которая всё время что-то  переспрашивала, и сыном, тогда мы играли с  Шуриком, потому что с Шуриком мы были ровесники. Шурик, правда, мне казался каким-то странным, он плохо говорил, и я его не всегда хорошо понимал, но это не мешало нашей дружбе.
(Был тогда серый хлеб круглой формы по 16 копеек. Мы так и называли его "круглый". Однажды взрослые принесли свежую, ещё тёплую булку круглого. Мы с Шуриком попросили, чтобы нам отрезали по горбушке и выбежали на улицу. Стоял ясный морозный день. Хлеб парил, источая кисловато-пряный аромат. А мы с Шуриком прыгали и смеялись. Это было так здорово - есть горячий хлеб на морозе!)

Ещё приезжал дядя Боря с семьей, брат-близнец моей матери. Тогда я играл со своей двоюродной сестрой.

Иногда я играл с соседским Игорем, но он был намного старше меня. Игорь ловил голубей. Однако я не видел у него голубятни. Зачем он их ловил, для меня оставалось загадкой. А спросить я не решался. Игорь говорил, что хочет стать врачом, и я думал, уж не для медицинских  ли опытов он  их ловит... Я представлял его комнату, где висели тушки голубей с разрезанными животами... Игорь ловил голубей за нитку. Делал петлю, внутрь крошил корм и прятался. Как голуби слетались, дёргал за другой конец, петля затягивалась, и обычно птица попадалась. Однажды Игорь дал попробовать изловить голубя мне. Мне не хотелось этого делать, но я не хотел обижать Игоря.  И когда голуби сели внутрь кольца, я дёрнул, но как бы нечаянно отпустил нитку, и птица улетела. Игорь меня потом долго  ругал, что я недотёпа, что  держать надо было крепче! Не стану же я ему говорить, что я нарочно отпустил нить! После этого случая Игорь уже не доверял мне ловить голубей, к моей радости.

В детсад меня водили 6 раз в неделю (в то время была ещё шестидневка), летом садик выезжал на Чёрное море, и там у меня было много приятелей. Так что недостатка в общении я не испытывал, но и одиночеством не тяготился.

Итак, лето я проводил во дворе. Пока родители на крылечке крутили помидоры, которые я поедал в огромных количествах, варили что-то на примусе, я бегал по двору и изучал местную флору и фауну. Иногда появлялась большая краснолицая баба Шура с сиплым голосом и вечной папиросой в зубах и рассказывала какой-нибудь свежий анекдот. Взрослые смеялись.

А на выходные мы выходили в центр города на ярмарку. Тогда ярмарки были каждое воскресенье. Я любил ходить на ярмарку, потому что там было весело, играла музыка, и родители баловали меня разными подарками и вкусностями.

А когда мама, бабушка и соседки выходили за ворота и устраивались на лавочке возле большого тополя, тогда и мне разрешалось погулять недалеко. И в это время вся жизнь крутилось возле этого тополя! Он был "коном" для игры в жмурки, сюда приходили играть дети из соседних дворов. За него прятались. И даже вокруг него водили хороводы.
А мимо пробегал Пушкинский бульвар. И сейчас улица Пушкинская - одно из любимых мест прогулок ростовчан, потому что она суть длинный сплошной бульвар. Сейчас этот бульвар похож на все другие: с забегаловками, кафешками, биотуалетами... А тогда он представлял собой длинную дорожку с деревянными "решётчатыми" лавочками по краям и горбатыми фонарями, которые где-то у горизонта сходились в точку. Я спрашивал родителей, а где фонари сходятся? - Где Театральная площадь, - отвечали мне. И Театральная площадь мне казалась тогда чуть ли не краем Земли.

Временами по бульвару проходил дядя Миша, которого я звал дядя Мимо, потому что дядя Миша был вечно пьян и ходил по кривой. Но он был добрый, у него всегда для меня находилось угощение. А на углу стоял нищий, дедушка с длинной бородой. Он стоял там всегда, на углу Пушкинской и Соколова, разве что не в дождь или не в сильный мороз. Родители мне  давали мелочь, я радостно подбегал и клал монету в сухую ладонь старика. И всегда слышал одну и ту же фразу: "Спасибо, деточка, спасибо"...

И это было счастье. А потом оно закончилось. Мы переехали "на новую квартиру", как говорили мои родители. Эта "новая квартира" находилась на окраине города. Она была большая, холодная и пустая. Мы переехали на Ноябрьские праздники, с водой были перебои, а  отопление не работало совсем. Обогревались газом, обогревателями и спали все вместе под тремя одеялами. Я с тоской вспоминал нашу старую квартиру и просился назад, к бабушке, где было тепло и потрескивали в печке дрова... И так не отличавшийся крепким здоровьем, я совсем разболелся. Это был последний год перед школой, и его я просидел дома. В садик возить меня стало далеко и неудобно: транспорт к нам ходил в то время плохо.

Но постепенно всё стало налаживаться, я стал привыкать здесь, обживаться, познакомился с новыми сверстниками. В нашей 70-квартирной пятиэтажке моих сверстников оказалось немало. Потом вместе бегали по двору и в близлежащей степи, играли, ходили в школу... Но любовь к нашему старому жилищу не проходила. И часто, уже будучи школьником, я гостил у бабушки, и гостил с удовольствием.

Бабушка была  неграмотной, вместо подписи ставила крестик, писать не умела, читала по слогам. И она была верующей. В углу у неё висел незамысловатый иконостас, горела лампада. С бабой Мотей я часто ходил в храм. Я тогда ещё мало что понимал и знал о Боге, о вере, но в храме мне нравилось. Нравился запах свечек, все эти иконы и росписи на стенах. Чувство таинственности и спокойствия овладевало мною там. Однако времена-то были советские, и моё хождение в храм было нашей с бабушкой маленькой тайной. А домой мы шли, как выражалась бабушка, "нафкосяк", пересекая проезжие части дорог наискосок. Совершенно свободно. Тогда мало было машин...

Помню, бабушка повела меня на день рождения к моей двоюродной сестре. Там собрались другие дети, нас усадили за стол, мы поели, потом нас повели в детскую, где предоставили возможность играть. И я затосковал. Мне почему-то стало скучно. И когда бабушка стала уходить, я расплакался. "- Что случилось? - спрашивали взрослые. А я не знал. Я не хотел здесь оставаться, и всё! И бабушка вынуждена была забрать меня. С какой радостью я вернулся в наш старый дом к печке, и как вкусны были бабушкины щи!

Постепенно я подрастал, к бабушке ездил всё реже, а через 8 лет после нашего переезда, на Благовещение бабушки не стало. Как-то так случилось, что наша старая квартира досталась кому-то другому... Но я помнил её и часто, бывая в центре и проходя мимо нашего двора, мысленно здоровался со старым тополем.  Какое-то время я долго не появлялся в тех краях, да и жизнь закрутила: после школы  техникум, армия... И вот однажды я решил наведаться к своему дворику. Но  вместо старого знакомого тополя торчал пень. Оборвалась последняя нить, связывающая меня с детством... Я так и не зашёл во двор в тот раз, а вечером напился.

А потом и пня не стало: его выкорчевали и сверху накатали новый асфальт. Будто и не было старого могучего дерева. Спустя какое-то время я всё-таки решился. Приехал, зашёл во двор. Всё поменялось. Не было деревянного туалета во дворе, не было больших жёлтых цветов, вместо старых деревянных окон белел современный металлопластик. И только скрипучая деревянная лестница, ведущая некогда к Косаревским, осталась. Я подошёл к лестнице. Сверху как раз выходили хозяева. Я их не знал. Разговорились. Да, они помнили многих, жили раньше  в соседнем дворе. Выяснилось, что все соседи, которых я знал,  уже поумирали. Осталась только баба Таня, но ей около 100 лет, она больна и вряд ли меня вспомнит... Я посмотрел на наш полуподвал. На окнах стояли решётки, а на дверях висела вывеска какой-то страховой компании. Меня так и подмывало зайти внутрь, но дверь была закрыта.

Так и ушёл. Через пару лет, проходя мимо, я предпринял очередную попытку повидать дом детства. Но вообще не мог попасть во двор: на воротах появился кодовый замок.  

 

Прошло ещё несколько лет. Как-то в очередной раз, оказавшись в том месте я обнаружил, что ворота были открыты. Зашёл. Теперь вместо страховой компании висела вывеска "Стоматология". Я остановился у дверей. И вдруг мне явно представилось: захожу внутрь, а меня встречает моя бабушка. "Внучок, а я тебе вкусных щей сварила!" Из соседней двери выходит баба Валя с неизменным блюдцем на пятерне. Пахнет печкой и старым бельём. А в глубине комнаты в полумраке таинственно мерцает огонёк лампадки...

Видение исчезло. Я был благодарен Всевышнему, что он ещё раз позволил мне соприкоснуться с детством.

Переживая увиденное, я ещё немного постоял под вывеской, а потом развернулся и пошёл прочь.
 

Изменено пользователем Дончанин
  • Нравится 4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Кутуся

Дончанин, удивительно, но у меня есть рассказ очень похожий на ваш, с точно таким же настроением. Может выложу его и все сразу поймут, что они эмоционально одинаковы.

Очень трогательно, спасибо большое.

Почему мало пишите? Вам надо писать!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дончанин

Кутуся
Спасибо! Раз мои рассказы кого-то трогают, значит не зря пишу.
Они не претендуют на что-либо, просто иногда приходят мысли, идеи, темы или просто хочется о чём-то важном или интересном (с моей точки зрения) поведать.
Кое-что ещё из моих каляк найдёте здесь http://mycoweb.narod...es/Stories.html
А Ваш рассказ интересно было бы почитать, сравнить...

Изменено пользователем Дончанин

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Кутуся
Кутуся

Спасибо! Раз мои рассказы кого-то трогают, значит не зря пишу.

Не зря, не зря!! Мне очень понравилось!

Интересно, а кто-нибудь из тех о ком вы писали ( я имею в виду наших форумчан), читали ваши рассказы?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дончанин
Не зря, не зря!! Мне очень понравилось!

Интересно, а кто-нибудь из тех о ком вы писали ( я имею в виду наших форумчан), читали ваши рассказы?

Я специально не спрашивал. Они, рассказы, размещены на сайте ГКО в разделе "Рассказы грибников". Многие из них до того, как войти в подборку, выкладывались на форуме ГКО или здесь. Некоторые ещё не вошли в подборку (например, "Почему трутовики плачут," "Корзина", "Провал операции "Грибник" и др.)

Кому интересно, тот знает об этом и наверное читал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
scorpio
Кутуся

Спасибо! Раз мои рассказы кого-то трогают, значит не зря пишу.

Они не претендуют на что-либо, просто иногда приходят мысли, идеи, темы или просто хочется о чём-то важном или интересном (с моей точки зрения) поведать.

Кое-что ещё из моих каляк найдёте здесь http://mycoweb.narod.ru/fungi/Stories/Stories.html

А Ваш рассказ интересно было бы почитать, сравнить...

Спасибо за рассказ и за ссылку. На досуге почитаю другие. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Таня
Это скорее не наблюдения, а воспоминания.

Один эпизод из жизни...

ТОПОЛЬ МОЕГО ДЕТСТВА

Замечательный рассказ! Все картинки так реально встают перед глазами, смешиваются с собственными воспоминаниями. Спасибо!

Пошла по ссылке http://mycoweb.narod.ru/fungi/Stories/Stories.html

А кого смотреть? Там разные авторы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дончанин
Пошла по ссылке http://mycoweb.narod.ru/fungi/Stories/Stories.html

А кого смотреть? Там разные авторы.

Сначала. №№1-10. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
svt

Олег, очень хороший рассказ! Вызывает желание написать и про свое детство тоже.

Однако после Вашего рассказа не стоит пытаться, уже не будет такого впечатления. А ведь еще есть "Вино из одуванчиков" Р.Брэдбери...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дончанин
Олег, очень хороший рассказ! Вызывает желание написать и про свое детство тоже.

Однако после Вашего рассказа не стоит пытаться, уже не будет такого впечатления.

Сергей, почему нет? Напишите. Это ж Ваши воспоминания, написаны будут в Вашем стиле, вИдение и оценка прошлого будет происходить с Вашей колокольни.

Если есть желание, надо его осуществить! :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Кутуся
... Вызывает желание написать и про свое детство тоже.

Однако после Вашего рассказа не стоит пытаться, уже не будет такого впечатления.

Я думаю стоит написать. Хотя бы для себя, а там... может и нам выпадет честь почитать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
scorpio
Олег, очень хороший рассказ! Вызывает желание написать и про свое детство тоже.

Однако после Вашего рассказа не стоит пытаться, уже не будет такого впечатления. А ведь еще есть "Вино из одуванчиков" Р.Брэдбери...

А мне ещё вспомнился "Над пропастью во ржи".

ЗЫ. Написать стоит, если есть желание. Ведь писать стоит прежде всего для себя. Хочется - значит надо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Агни

Получила удовольствие )))

Благодарность автору.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

×
Яндекс.Метрика